Загружается... Ждите...
Возврат на главную страницу сайта  

ICQ 337-039-727 online.dll?icq=337039727&img=3 (4333 bytes)

 

 

На главную Новости Поиск Прайс Лизинг Контакт

 Охлаждаемое оборудование
  Промышленный холод
  Выносной холод
  Камеры
  Витрины
  Горки
  Шкафы
  Бонеты
  Лари

Неохлаждаемое оборудование
  POS-материалы
  Стеллажи
  Кассовые терминалы 
  Витрины и прилавки
  Аксессуары, система ограждения, турникеты

Производители оборудования
 

Оборудование Carrier

 

Оборудование Pastorcalt a.s.

 

Оборудование Igloo-Sputnik

 

Оборудование Nurdil

 

Оборудование Cryspi

 

Оборудование Golfstream

 

Оборудование Polair

 

Оборудование Inter

 

Оборудование Kifato

 

Оборудование Ugur

 

Оборудование Astra

 

Оборудование MDS

 

МНОГОУВАЖАЕМЫЙ МОРОЗИЛЬНИК (На рынке морозильных ларей становится тесно. Кто сможет <<подвинуть>> лидеров?)

Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ

Рынок насытился, но еще растет

Ежегодно производители мороженого и замороженных продуктов закупают все больше ларей, стремясь закрепить свое присутствие на рынке. Объемы продаж замороженных полуфабрикатов увеличились за последние два года на 30-40%. Рост по мороженому не столь велик, по данным Госкомстата, он составляет 3-4%. Однако специалисты отрасли говорят о более солидном подъеме (судя по вводу новых мощностей, рынок прирастает как минимум в два раза быстрее). Политика лидеров становится все более агрессивной. Именно поэтому ориентированные на <<захват>> розницы компании закупают все больше морозильников.
Каковы же темпы роста рынка ларей? По сравнению с прошлыми годами они замедлились, т.к. достигнуто некоторое насыщение. Начальник отдела продаж <<Промхолода>> Олег Исайчиков: <<В последние два года происходит даже стагнация продаж морозильных ларей. Рост составляет не более 5-10%. Это объясняется и определенным насыщением рынка, и относительно высоким сроком службы ларя. Пик продаж приходился на 1997-1998 гг. Большинство ларей еще не выработали свой ресурс, поэтому ожидать высоких темпов роста не приходится>>. Руководитель проекта <<Компании БИО>> Надежда Грец: <<По нашим данным рынок импортных ларей вырос в 2000 г. на 40%, в 2001 г. на 15%, в 2002 г. тоже на 15%. В 2003 г. рост немного снизится>>. Эксперты фирм <<Экспохолод>>, <<ЭКО ТУСТ>>, <<Торговый проект>> считают, что рынок растет максимум на 10-15% в год.

Компании и марки ларей

Нынешний годовой объем российского рынка составляет 100-150 тыс. ларей в год. В денежном выражении это около $40-60 млн. Крупные дилеры (объем продаж 10 и более тыс. ларей в год) -- <<ЭКО ТУСТ>>, <<Электрофриз-Холод>>, <<Компания БИО>>, <<Торговый дизайн>>, <<Русский проект>>, <<Экспохолод>>. Если говорить о производителях, то наиболее популярны в нашей стране датские фирмы <<большой тройки>>: Derby, Elcold, Caravell (представлен также Vestfrost, но в значительно более скромных объемах). На долю датчан приходится около 60% всех продаж в России. Примерно по 10% отвоевали турецкий Ugur и австрийский Liebherr. Оставшийся кусок пирога удерживают: ARGOS, JUKA (Польша), <<Снеж>>, <<Бирюса>>, <<Италхолод>> (DANCAR), Cold System (Россия), <<Росс>> (Украина).
Оговоримся, что речь идет только о продажах нового оборудования в крупных экономических центрах страны. Здесь не учтены объемы продаж <<бэушного>> оборудования, а также оборот в приграничных районах, особенно на Дальнем Востоке, где традиционно представлены корейские и китайские производители.
Конкуренция на рынке продаж ларей достаточно высока. <<Втиснуться>> трудно -- нужно предложить нечто неожиданное или проявить недюжинные способности. Тому, кто решится выйти на этот рынок, придется иметь дело, прежде всего с производителями мороженого (более 1/3 рынка ларей), замороженных полуфабрикатов и оптовыми продавцами этих продуктов. Розница избалована бесплатными ларями и практически их не покупает.

Даешь рассрочку!

Самые крупные покупатели ларей -- производители мороженого. Их мнение по существу формирует рынок. Мы задали им вопрос, какие условия являются решающими при выборе поставщика: рассрочка платежа; покупка в кредит, лизинг; налаженный сервис; <<долгая>> гарантия; продажа крупной партии со склада.
Большинство производителей проголосовало за рассрочку платежа. При нынешних темпах роста рынка мороженого и не слишком высоком уровне прибыли их можно понять. Видимо, отсрочка может стать обязательной опцией у всех продавцов морозильной техники. Покупатели <<не по детски>> выкручивают руки продавцам ларей, что происходит на фоне ярко выраженной ценовой конкуренции среди поставщиков этого оборудования.
Несмотря на заверения дилеров, что работают они на минимальной марже, возможность получить скидку на этом рынке все равно есть. Во-первых, бывает 3-5%-ные скидки на складские остатки (в конце сезона, а также осенью). Во-вторых, зимне-весенние <<льготы>>, когда продавцы ларей активно ищут клиентов, чтобы заключить контракты. Руководитель проекта <<Компании БИО>> Надежда Грец: <<Есть сезонные скидки, однако определяющими условиями для наличия и размера скидок может являться и перспективность клиента, и размер партии>>.

Элемент рекламы

Вернемся к опросу. По одному голосу участники отдали за покупку в кредит (<<Хладокомбинат No1>>, СПБ), за лизинг (Коломенский х-т), за <<долгую>> гарантию (<<Снежный городок>>) и за возможность получить крупную партию со склада (<<Рамзай>>). Кредит и лизинг видимо только еще станут актуальными в ближайшие годы, когда снизятся банковские проценты. Продажа крупных партий со склада не заинтересовала наших респондентов, поскольку они заказывают, в основном, брэндированные (со своим логотипом) лари. Хотя на российском рынке в целом вполне востребованы и <<белые>> морозильники, а пленку с логотипом многие наклеивают самостоятельно.
Сегодня брэндированное оборудование уже не просто мода, а жизненная необходимость. <<Русский Холодъ>> вообще не закупал никаких ларей, кроме брэндированных, а Липецкий хладокомбинат и <<Рамзай>> нанесли на них свой товарный знак только в этом году. Зам. генерального директора <<Хладокомбинат No1>> Светлана Ступина: <<Красочные морозильники становятся узнаваемыми и привлекают покупателей>>. Начальник отдела маркетинга Коломенского хладокомбината Алексей Фролов: <<Брэндированный ларь не является прямой мотивацией к покупке, но это реклама в местах продаж>>. Его коллега из <<Рамзая>> Олег Ясинский: <<Считаем это элементом рекламы>>.

Виртуальная выгода

Интерес к ларям с логотипом велик, но, что любопытно, ни один из наших респондентов не изучал вопрос насколько окупается нанесение брэнда (цена такого ларя на 5% выше). Увеличиваются ли продажи и если да, то насколько? Никаких специальных исследований на эту тему не проводилось. Хотя при этом все названные производители имеют отдел мерчендайзинга, следят за эффективностью расстановки морозильников, а также раскладкой товара в них. Зато срок окупаемости ларя как такового -- цифра для мороженщиков вполне реальная.

Окупаемость ларей

<<Русский Холодъ>> 1 г.
<<АльтерВЕСТ>> 3 г.
<<Хладокомбинат No1>> 6-12мес.
<<Снежный городок>> 1,5 г. и более
Комментарий: мнение специалистов компаний

Мнение <<АльтерВЕСТа>> смотрится особняком, компания назвала самый долгий период окупаемости морозильников. Это тем более важно, что <<АльтерВЕСТ>> -- единственный из производителей, кто сейчас передает лари дилерам на условиях лизинга, а не бесплатно. Комментирует вице-президент компании Олег Коваленко: <<За последние два года рентабельность производства мороженого серьезно снизилась. Многие рады работать <<в ноль>>. Причин много, в частности, ценовые войны и большое количество неорганизованных производителей. Поэтому вырос и срок окупаемости ларей>>.
Впрочем, не все озабочены окупаемостью. Алексей Фролов, начальник отдела маркетинга Коломенского хладокомбината: <<Для нас приобретение и расстановка морозильников -- стратегическая цель. Это в любом случае необходимо. В рознице уже наблюдается переизбыток ларей. Нужно успеть занять свое место>>.

Цена не столь важна...

Рынок ларей достаточно молод. Потребительские предпочтения все еще формируются. Но крупные покупатели уже имеют устоявшееся мнение о том, какой ларь им необходим. В нашем опросе мы предложили описать какие критерии при выборе оборудования наиболее ценны: технические характеристики; цена; надежность; адаптация к российским условиям; срок службы; известность брэнда; дизайн.
Оказалось, что цена оборудования более всего волнует Коломенский хладокомбинат. Он единственный, кто поставил этот критерий на первое место (кстати, парк ларей здесь состоит из Derby). Вопрос технических характеристик (под этим термином мы имели в виду повышенное внимание к таким параметрам, как климатический класс, литраж, наличие колес и т.д.) <<превыше всего>> для Липецкого хладокомбината (закупает разные марки ларей, но в основном Vestfrost и Derby), <<Хладокомбината No1>> (отдает предпочтение Caravell) и Группы Компаний <<Рамзай>> (Liebherr и Derby).
Надежность -- самый важный критерий для <<Русского Холода>> (Caravell), <<Инмарко>> (Caravell) и <<АльтерВЕСТ>> (Derby). Это вполне объяснимо, ведь названные фирмы являются владельцами крупнейшего парка оборудования и, соответственно, озабочены проблемой возможных поломок. Цена волнует их меньше, поскольку они уже провели ценовые тендеры, либо добились выгодных условий у постоянных поставщиков.

Настоящего вандала не остановишь

Любопытно, что обозначенный нами критерий <<адаптация к российским условиям>>, оказался самым непопулярным. Его отметил лишь один участник опроса -- <<Снежный городок>> (Caravell, Derby, Liebherr). Хотя есть мнение, что в наших условиях должно быть меньше капризной электроники и что лари должны иметь антивандальное исполнение. Вот что думают по этому поводу участники рынка.
Начальник отдела продаж Национального Торгового Дома (продавец DANCAR, партнер <<Италхолода>>) Юрий Тарабутин: <<Считать ли вандализмом то, когда при разморозке ларя персонал нетерпеливо отбивает лед со стенок и тем самым портит внутреннюю камеру? Или когда покупают ларь подешевле (с тонкими стенками из металла среднего качества, низкого климатического класса), а используют в жестком режиме на улице?>> Зам. генерального директора компании <<Электрофриз-Холод>> Регина Фрейдина: <<Российские магазины, как правило, не оснащены качественной вентиляцией и зачастую не проводят регулярное техническое обслуживание оборудования. Поэтому, особенно в южных регионах, требуются лари более высокого климатического класса, имеющие усиленный компрессор и дополнительный вентилятор. Это помогает выдерживать температуру воздуха выше 35 оС.>>. Генеральный директор <<ЭКО ТУСТа>> Данил Шалимов: <<Электроника надежно работает при правильной эксплуатации. Жалко, что продавцы мороженого часто не читают инструкций к ларям>>. Директор по развитию <<Экспохолода>> Сергей Ваняткин: <<Мы знаем даже таких, кто использует ларь для охлаждения банок с газированной водой и пивом, которые только что перед этим стояли на солнцепеке, а в жару ставят морозильник прямо на раскаленный асфальт>>.
Итак, в нормальном оборудовании нет ничего особенно капризного. Что касается антивандального исполнения, то ларь можно одеть и в броню, но от настоящих варваров это не спасет. Российскую же специфику можно описать следующим образом. Первое: лари заполняют под завязку. Второе: морозильники порой используют в помещении без кондиционера, а на улице без специальной тележки. Третье: Продавцы не всегда считают нужным знакомиться с азами эксплуатации.

Долгожители в чести

Сколько прослужит ларь? Этот вопрос волновал практически всех участников опроса. Пять из семи крупнейших производителей мороженого отметили важность этого показателя (поставив <<срок службы>> на почетное третье место). По мнению дилеров оборудования, морозильник в состоянии <<прожить>> от одного сезона до семи лет. Оба срока смотрятся вызывающе.
Коммерческий директор <<Торгового проекта>> Виктор Климков: <<Импортные лари при правильной эксплуатации служат без поломок около семи лет>>. Генеральный директор <<ЭКО ТУСТа>> Данил Шалимов: <<По многочисленным отзывам, которые поступают из торговли, можно говорит о большом количестве бракованных отечественных морозильников (отдельных российских производителей), срок службы которых ничтожно мал. Импортные, в основном, работают не менее пяти лет. К нам поступают на ремонт лари, произведенные в 1995 г. После ремонта они еще неплохо поработают>>. Директор по развитию <<Экспохолода>> Сергей Ваняткин: <<Отечественные лари служат 6-12 мес., импортные 2-3 года>>. Начальник отдела продаж Национального Торгового Дома (DANCAR, <<Италхолод>>) Юрий Тарабутин: <<Если ларь не сломался в течение недели после доставки, особенно железной дорогой, он будет работать в среднем четыре года>>.
Действительно, многое зависит от класса ларя и условий, в которых он эксплуатируется. Самое тяжелое испытание для любого морозильника -- торговля на улице. Именно поэтому очень важен климатический класс, а также качество комплектующих: металла, компрессора, колес. Т.е. ларь с грамотно подобранными техническими характеристиками служит дольше.
Чаще всего в этом оборудовании выходят из строя замки (некоторые участники рынка даже называют их расходным материалом), но вовсе не из-за плохого качества изготовления. Замки иногда ломают или просто теряют продавцы. Из серьезных <<болезней>> морозильника можно назвать выход из строя компрессора. Распространенная причина -- перегрузка в условиях жары. Стекла и колеса страдают только при неосторожном обращении. Особенно -- если в магазине ларь используется в качестве упаковочного стола, а на улице его возят по <<бездорожью>>. Встречается и такая неисправность, как утечка фреона. Обычно это случается при неправильной транспортировке.

Грани сервиса

<<Сервис>>, <<дизайн>> и <<известность брэнда>> -- эти три критерия также оказались в аутсайдерах нашего опроса. Опрошенные мороженщики не признали за ними большой ценности. Впрочем, в этих выводах просматривается некая поспешность или лукавство. Крупные производители сейчас позволяют себе даже некоторые излишества при покупке ларей. Например, заказывают нанесение брэндированной покраски с четырех сторон, хотя покупатель обычно видит только лицевую часть морозильника. Оплачивают и тиснение своих логотипов на внутренней(!) части ларя. Конечно, это не массовое явление, но среди лидеров такая тенденция есть.
Опцию <<сервисное обслуживание>> оценили только <<Снежный городок>> и <<Рамзай>>. Парк ларей в России молод и поэтому проблемы, связанные с сервисом, видимо, еще не актуальны. Во всяком случае, для больших компаний в крупных городах. Но можно предположить, что остальной части рынка этот вопрос вовсе не безразличен.
Крупные продавцы оборудования имеют разные концепции сервисного обслуживания. Многие заключают договора со своими субдилерами и независимыми сервисными компаниями в регионах (чтобы те обслуживали лари, проданные московской компанией). Другие столичные дилеры и вовсе поставляют вместе с крупной партией ларей ремкомплект (компрессоры, решетки, замки), а клиент ищет специалиста, способного осуществить замену самостоятельно. Самую разветвленную сервисную сеть имеет <<ЭКО ТУСТ>> -- эта компания начала свой бизнес именно с ремонта и обслуживания холодильной техники.
Рынок ларей -- один из самых перспективных. Если еще пару лет назад крупные производители мороженого покупали в год не более 1-2 тыс. ларей, то сегодня, к примеру, <<АльтерВЕСТ>> уже заключил контракт на поставку 3-х тыс. морозильников, а <<Русский Холодъ>> готовится приобрести 10 тыс. Все компании-участники нашего обзора объявили, что в ближайшее время планируют крупные закупки оборудования. Крупные польские производители мороженого сегодня закупают по 20 тыс. морозильников в год. Значит, российские мороженщики со временем их <<догонят и перегонят>>. По мнению генерального директора <<Электрофриз-Холода>> Роберта Хельшера, отечественные производители из первой тройки в недалеком будущем будут покупать по 30-40 тыс. ларей в год.
Итак, рынок морозильников будет расти. При этом ниши, занятые сегодня западными производителями, еще могут быть частично захвачены отечественными, турецкими и китайскими компаниями. Генеральный директор <<ЭКО ТУСТа>> Данил Шалимов: <<Уверен, будущее за отечественными производителями>>. Руководитель проекта <<Компании БИО>> Надежда Грец: <<Мы предполагаем уменьшение доли импортных ларей за счет увеличения доли отечественной продукции>>. Кроме того, начинающиеся сегодня торговые войны среди дилеров импортного оборудования выйдут на новый, более <<жестокий>> виток. В общем, нас еще ждут интересные события.

Средняя цена импортного ларя 450-500 евро (при закупке до 200 шт.). Стоимость отечественных около 360 евро. В прошлом году были популярны лари объемом в 300-400 л. В этом году повысился интерес к морозильникам большего объема (500 л.) с гнутой стеклянной крышкой. Если вы хотите получить крупную партию со склада, то в большинстве случаев вас ждет разочарование. Партий от 100 штук (одной модели) в Москве практически ни у кого нет. Ждать выполнения заказа придется около шести недель. В стандартный набор аксессуаров обычно входят колеса, замки и корзины. Дополнительно обычно заказывают более длинный шнур, термометр, разделители для корзин.
Ларь относится к малообслуживаемой технике. Все, что требуется, это периодически очищать компрессор и конденсатор (особенно если ларь стоит на улице и в него попадает тополиный пух, пыль и грязь) и размораживать. В целом пользователь ларя должен соблюдать элементарные технические нормы. Например, не допускать сильных скачков напряжения, не ронять оборудование при перевозке и, понятно, использовать его только по назначению. Как правило, ремонт морозильника много времени не занимает и может проводиться на месте.

ноябрь 2003г.

В© Империя холода


 

© Бекар СПб, 2004-2009